Развитие опытно-экспериментальной
деятельности дошкольников в МБДОУ детский сад «Солнышко»
Детство – это радостная пора открытий. В процессе ознакомления с
природой и окружающей действительностью ребенок учится говорить, мыслить,
общаться, осваивать нормы социальной и экологической этики. Сейчас уже никого
не нужно убеждать в том, насколько важно экологическое воспитание и развитие.
Природа дает людям все необходимое для жизни, но человек не всегда ценит это,
часто нерационально использует природные богатства.
Познание окружающего должно проходить в
непосредственном взаимодействии ребенка
с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, вовлекающее
малыша в изучение разнообразных проявлений природы так, чтобы он получал от
этого радость.
Главное достоинство
метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные
представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях
с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет
обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как
постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза,
сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать
отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы
стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка
с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые
рассматриваются как умственные умения.
В
работе, направленной на развитие опытно-экспериментальной деятельности,
предполагается решение следующих целей и
задач:
-
формирование у детей дошкольного
возраста диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе
взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развитие
собственного познавательного опыта детей в обобщенном виде с помощью
наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);
- расширение
перспектив развития
опытно-экспериментальной деятельности детей путем включения их в мыслительные,
моделирующие и преобразующие действия;
-
поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности,
самостоятельности;
-
использование
познавательно-исследовательской
деятельности как
стержнеобразующей для личностного
развития ребенка (в сочетании с другими видами деятельности);
-
обеспечение освоения детьми основополагающих культурных форм упорядочения
опыта (причинно-следственных, родовидовых, пространственных и временных отношения);
-
перевод дошкольников от систематизации опыта на уровне предметно-практического
действия к образно - символическому (схематизация, символизация связей и
отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
-
расширение кругозора детей посредством
введения в более широкую пространственную и временную перспективу;
-воспитание
у дошкольников гуманно-ценностного
отношения к окружающей действительности.
При
организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста
в МБДОУ детский сад «Солнышко» используются
следующие формы работы:
-
занятия;
- беседы
познавательно-эвристического характера;
-
знаково-изобразительные средства;
-
лабораторные работы;
-киносеансы;
-прослушивание аудиозаписей;
-
дидактические и развивающие игры, упражнения;
-
сюжетно-ролевые игры;
-эксперименты
и опыты;
-рассматривание
картин;
- наблюдения за живыми объектами и явлениями природы;
-
экскурсии и целевые прогулки;
-
работа в уголках природы;
-
экологическая тропа;
-акции
добрых дел;
-предметные
недели;
-
кружковая деятельность;
-конкурсы;
-
праздники, развлечения, вечера досуга;
-театрализованная деятельность;
-
Дни открытых дверей;
-диагностика
развития детей.
Образовательная работа по
опытно-экспериментальной деятельности осуществляется в непосредственно-образовательной деятельности познавательно-исследовательской, познавательно-поисковой
(3 р. в неделю), по краеведению (1 р. в месяц) и ОБЖ (2 р. в месяц) в
соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования. Предусматривается интеграция образовательных областей: "Познание", "Музыка", "Художественное творчество", "Безопасность" и др.
«Лаборатории природы»,
находятся в уголках природы в каждой группе. «Лаборатория природы» – это такое
место, оснащенное специальным оборудованием, разнообразным материалом, где дети
проводят самостоятельную и совместную со взрослым исследовательскую
деятельность. Одной из главных задач лаборатории, как развивающей среды –
научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы.
Действуя самостоятельно, производя пробы поискового и подражательного
характера, ребенок приобретает ценный личный опыт, в основе которого его
активная субъективная деятельность.
Очень интересно в "Лаборатории
природы” проходят занятия-опыты с детьми.
Дошкольникам задаются вопросы: "Какой песок легче – сухой или мокрый?”, "Что
тонет в воде – камень, песок или дерево?”, "Что происходит с солью, сахаром,
песком при их погружении в воду?”, "Что произойдет с зажженной свечой, если ее
накрыть банкой?” и т. д. После того, как дети отвечают на вопросы, мы проводим
опыты. Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества
гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это положительно
сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать
выводы. Многократное повторение одних и тех же опытов, свойственное многим
детям, вырабатывает у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения
отдельных операций, аккуратность в работе (иначе эксперимент может не удаться).
А вопросы «Зачем?», «Как?» и «Почему?» требуют уже от воспитателей
компетентности в различных областях окружающего нас мира.
Еще одним примером адекватной развивающей среды является экологический переход, создавая
который, мы исходили из базовой идеи о том, что развивает та среда, в которой
ребенок активно действует. Но экологический переход один, а активная экологическая
деятельность должна осуществляться регулярно всеми детьми МОУ, поэтому особое
внимание обращалось на преемственность между переходом и уголками природы в
группах. В экологическом переходе мы
знакомим детей с разнообразными
видами комнатных растений, рассказываем о месте их произрастания, показываем
особенности приспособления к среде, общность этих особенностей у растений
одной и разных климатических зон.
Интересны и поучительны для детей следующие
экспозиции перехода:
-
«Русь Великая».
- «У
подножья седоглавых гор».
-
«Саванны и прерии».
-
«Морское царство».
-
«Речные обитатели».
- «Паутинка».
В освоении опытно-экспериментальной
деятельности детей большое значение имеет наблюдение.
С его помощью дети познают не только внешние параметры объектов природы (окрас,
строение, запах и д.р.), но и приобретают
различные навыки, направленные на познание или практическое
преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными,
изодеятельность и рассказы детей на основе наблюдений).
Во время проведения экскурсий и целевых прогулок
происходит ознакомление с многообразием органического мира, проводятся
наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года; дети учатся
ориентироваться на местности. Прогулка – это замечательное время, когда
взрослый может постепенно приобщать малыша к тайнам природы - живой и неживой,
рассказывать о жизни самых различных растений и животных, а у ребенка
появляется возможность экспериментировать в естественных условиях.
Особое внимание при проведении комплексной
экскурсии уделяется организации деятельности
детей, в ходе чего развивается умение длительное время наблюдать за растениями,
животными, насекомыми; осуществляется обучение находить взаимосвязи в природе,
проверять народные приметы, прогнозировать последствия поведения людей.
Опытно-экспериментальная деятельность успешно реализуется и в процессе
экскурсий по Экологической тропе - демонстрационному маршруту, проходящему через различные
природные объекты МБДОУ детский сад «Солнышко». При подборе маршрута
учитывается ряд условий:
Ø доступность для посещений;
Ø эстетическая привлекательность;
Ø информационная емкость.
Экологическая
тропа организуется таким образом, что позволяет знакомить детей с различными
природными явлениями, живыми и неживыми объектами, проводить наблюдение, опыты,
эксперименты, организовывать игры. Маршрут экологической тропы состоит из
следующих стоянок:
Ø цветник;
Ø лиственные деревья;
Ø хвойные
деревья;
Ø кустарники;
Ø уголок отдыха (беседка, скамеечки);
Ø пень-муравейник;
Ø микрозаповедник насекомых;
Ø «птичья столовая»;
Ø «совиный уголок», где дети знакомятся с
жизнедеятельностью сов;
Ø «скорая помощь», где дети имеют возможность помочь
раненым
деревьям;
Ø трудовая зона.
Практическая деятельность детей в природе
имеет ключевое значение в освоении опытно-экспериментальной деятельности.
Индивидуальные проявления детей в практической деятельности – это показатель их
воспитанности и культуры. Именно в процессе активной деятельности ребенок
реализует свои потребности пытливого исследователя, делает выводы и обобщения.
Наблюдения,
опыты и практическая деятельность способствует накоплению у детей
конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических
знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения,
приведения в систему, раскрытие причин и
взаимосвязей, существующих в природе.
Для
полноценного развития личности дошкольников, обеспечения максимальной
реализации потенциальных познавательно-исследовательских способностей, формирования
социально-практического опыта воспитанников, исходя из их интересов и возможностей, в МБДОУ детский сад «Солнышко» функционируют
клубы с валеологическим
направлением «Познай себя» , руководитель- Бедай Н.В., экологический «Дошкольное
лесничество» руководитель- Измайлова
Д.И. Благодаря оказанию данных дополнительных образовательных услуг
воспитанники клубов умеют выявлять причинно-следственные связи в природе;
обсуждать и опытным путем подтверждать условия роста и жизни растений;
распознавать деревянные и металлические предметы, рассуждать об их свойствах и
использовании человеком; опытным путем
демонстрировать, что люди позаимствовали у природы для своей хозяйственной
деятельности; выдвигать и обосновывать гипотезы; использовать накопленный опыт в практической художественно - творческой
деятельности.
Важнейшим
показателем результативности
воспитательно – образовательной работы является положительная динамика
общеобразовательного развития детей, о чем свидетельствуют данные мониторинга
по экологическому воспитанию и краеведению: в целом, уровень освоения программы
увеличился на 15% по сравнению с
прошлогодними результатами. Результаты качества знаний детей по краеведению повысились – на 30%, по
экологическому воспитанию – на 2%.
Для популяризации детского
экспериментирования был составлен план взаимодействия с родителями, который предусматривает следующие формы деятельности:
Ø
родительские
собрания (с целью информирования родителей о совместной работе с детьми,
стимулирования их активного участия в опытно-экспериментальной деятельности и
обмена накопленным опытом);
Ø
консультации (для
разъяснения актуальности предлагаемой темы);
Ø
праздники, развлечения;
Ø
Дни открытых дверей;
Ø
организация
тематических выставок совместного с
детьми творчества;
Ø выставка литературы "Человек и
природа” (методическая литература,
статьи из журналов "Дошкольное воспитание”, «Ребенок в детском саду», "ЗОЖ”);
Ø
совместные
экскурсии;
Ø
рекомендации по организации несложных поручений детям по уходу за животными и растениями дома.
Родители принимают активное участие в
обогащении предметно-развивающей среды, приглашаются на открытые занятия с
элементами экспериментирования, вовлекаются в выполнение творческих заданий.
Для совершенствования профессионального мастерства педагогов в МОУ
организуются разнообразные формы работы
с коллективом:
Ø
консультации
«Организация экспериментальной деятельности дошкольников» «Недельная методика
наблюдений за сезонными явлениями
Ø
природы в разных
возрастных группах и классах», «Методика проведения цикла наблюдения за
растущим и развивающимся растением», «Содержания наблюдения за обитателями
уголка природы» и др.;
Ø
педчасы;
Ø
открытые
просмотры деятельности педагогов;
Ø
административно-педагогические
совещания;
Ø
смотры-конкурсы;
Ø
анкетирование и
педагогическая диагностика;
Ø
беседы, Ø
семинар-практикум
(«Формирование основ экологической культуры у дошкольников и младших
школьников», «Изучение методики экспериментальной деятельности дошкольников»).
Результатом этой работы стали: коллективный просмотр
открытых мероприятий по опытно-экспериментальной деятельности детей в разных возрастных
группах, составление паспортов комнатных растений; апробация «недельной»
методики наблюдений и изготовление календарей наблюдений за сезонными явлениями
природы. Эффективной формой методической работы стал Совет педагогов по теме: «Детское
экспериментирование – средство интеллектуального развития дошкольников», при
проведении которого использовались выставка методической литературы,
диспут-викторина «- Все интересно, что неизвестно», деловая игра и решение
кроссвордов.
Для
грамотного осуществления опытно-экспериментальной деятельности с детьми в
уголке (в методическом кабинете) собраны
материалы «Методическая копилка
педагога»:
Ø Рекомендации по
организации опытно-экспериментальной деятельности.
Ø
Структурно-логическая
схема формирования навыков экспериментирования в дошкольном возрасте.
Ø
Этапы работы по
созданию комплексно-тематического плана по опытно-исследовательской
деятельности дошкольников.
Ø
Комплексно-тематический
план «Опытно-исследовательская деятельность на занятиях по окружающему миру».
Ø
Памятка для
родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к
познавательному экспериментированию».
Ø
Памятка о
проведении занятия-экспериментирования.
Ø
Конспекты занятий
по ознакомлению детей с природой в разных возрастных группах.
Ø
Конспекты
наблюдений за животными в разных возрастных группах.
Ø
Цикл наблюдений
за аквариумом и его обитателями в разных возрастных группах.
Ø
Картотека опытов.
Ø
Конспекты
лабораторных работ.
Ø
Методические
рекомендации «Организация экологической тропы».
Ø
Экологические
кроссворды и т. п.
|