Понедельник
29.04.2024
13:42
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Личные странички педагогов
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Детский сад [5]
Старший воспитатель [14]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Старший воспитатель

"Развитие опытно - экспериментальной деятельности дошкольников в МБДОУ детский сад "Солнышко"

Развитие опытно-экспериментальной деятельности дошкольников в МБДОУ детский сад «Солнышко»


Детство – это радостная пора открытий. В процессе ознакомления с природой и окружающей действительностью ребенок учится говорить, мыслить, общаться, осваивать нормы социальной и экологической этики. Сейчас уже никого не нужно убеждать в том, насколько важно экологическое воспитание и развитие. Природа дает людям все необходимое для жизни, но человек не всегда ценит это, часто нерационально использует природные богатства.

   Познание окружающего должно проходить в непосредственном  взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, вовлекающее малыша в изучение разнообразных проявлений природы так, чтобы он получал от этого радость.

  Главное достоинство метода экспериментирования заключа­ется в том, что он дает детям реальные представления о различ­ных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе экспери­мента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необхо­димость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные за­кономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следстви­ем является не только ознакомление ребенка с новыми факта­ми, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

   В работе, направленной на развитие опытно-экспериментальной деятельности, предполагается  решение следующих целей и задач:

- формирование  у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т.е. способности  видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

-  развитие  собственного познавательного опыта детей в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);

-  расширение  перспектив  развития опытно-экспериментальной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности;

- использование  познавательно-исследовательской  деятельности  как стержнеобразующей  для личностного развития ребенка (в сочетании с другими видами деятельности);

- обеспечение  освоения детьми  основополагающих культурных форм упорядочения опыта (причинно-следственных, родовидовых, пространственных и временных отношения);

- перевод дошкольников от систематизации опыта на уровне предметно-практического действия к образно - символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);

- расширение  кругозора детей посредством введения в более широкую пространственную и временную перспективу;

-воспитание у  дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.

При организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста в МБДОУ детский сад «Солнышко» используются  следующие формы работы:

- занятия;

- беседы познавательно-эвристического характера;

- знаково-изобразительные средства;

- лабораторные  работы;

-киносеансы;

-прослушивание  аудиозаписей;

- дидактические и  развивающие  игры, упражнения;

- сюжетно-ролевые игры;

-эксперименты и опыты;

-рассматривание картин;

          - наблюдения за живыми  объектами и явлениями природы;

- экскурсии и целевые прогулки;

- работа в уголках природы;

- экологическая тропа;

-акции добрых дел;

-предметные недели;

- кружковая деятельность;

-конкурсы;

- праздники, развлечения, вечера досуга;

-театрализованная  деятельность;

- Дни  открытых дверей;

-диагностика развития детей.


    Образовательная работа по опытно-экспериментальной деятельности осуществляется  в непосредственно-образовательной деятельности познавательно-исследовательской, познавательно-поисковой (3 р. в неделю),  по краеведению (1 р. в месяц) и ОБЖ (2 р. в месяц) в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образованияПредусматривается интеграция  образовательных областей: "Познание", "Музыка", "Художественное творчество", "Безопасность" и др.

   «Лаборатории природы», находятся в уголках природы в каждой группе. «Лаборатория природы» – это такое место, оснащенное специальным оборудованием, разнообразным материалом,  где дети проводят самостоятельную и совместную со взрослым исследовательскую деятельность. Одной из главных задач лаборатории, как развивающей среды – научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы. Действуя самостоятельно, производя пробы поискового и подражательного характера, ребенок приобретает ценный личный опыт, в основе которого его активная субъективная деятельность.

  Очень интересно в "Лаборатории природы” проходят занятия-опыты с детьми. Дошкольникам задаются вопросы: "Какой песок легче – сухой или мокрый?”, "Что тонет в воде – камень, песок или дерево?”, "Что происходит с солью, сахаром, песком при их погружении в воду?”, "Что произойдет с зажженной свечой, если ее накрыть банкой?” и т. д. После того, как дети отвечают на вопросы, мы проводим опыты. Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это положительно сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Многократное повторение одних и тех же опытов, свойственное многим детям, вырабатывает у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе (иначе эксперимент может не удаться). А вопросы «Зачем?», «Как?» и «Почему?» требуют уже от воспитателей компетентности в различных областях окружающего нас мира.

   Еще одним примером адекватной  развивающей среды является экологический переход, создавая который, мы исходили из базовой идеи о том, что развивает та среда, в которой ребенок активно действует. Но экологический переход один, а активная экологическая деятельность должна осуществляться регулярно всеми детьми МОУ, поэтому особое внимание обращалось на преемственность между переходом и уголками  природы в  группах. В экологическом переходе мы   знакомим  детей с разнообразными видами комнатных растений, рассказываем о месте их произрастания, показываем особенности приспособления к среде, общность этих особенностей у растений одной  и разных климатических зон. Интересны и поучительны для детей следующие  экспозиции перехода:

- «Русь Великая».

- «У подножья седоглавых гор».

- «Саванны и прерии».

- «Морское царство».

- «Речные обитатели».

         - «Паутинка».


   В освоении опытно-экспериментальной деятельности детей большое значение имеет наблюдение. С его помощью дети познают не только внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и д.р.), но и приобретают  различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, изодеятельность и рассказы детей на основе наблюдений).

   Во время проведения экскурсий и целевых прогулок  происходит ознакомление с многообразием органического мира, проводятся наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года; дети учатся ориентироваться на местности. Прогулка – это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать малыша к тайнам природы - живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных, а у ребенка появляется возможность экспериментировать в естественных условиях.

   Особое внимание при проведении комплексной экскурсии уделяется  организации деятельности детей, в ходе чего развивается умение длительное время наблюдать за растениями, животными, насекомыми; осуществляется обучение находить взаимосвязи в природе, проверять народные приметы, прогнозировать последствия поведения людей.

   Опытно-экспериментальная  деятельность успешно реализуется и  в процессе  экскурсий по  Экологической  тропе  - демонстрационному  маршруту, проходящему через различные природные объекты МБДОУ детский сад «Солнышко». При подборе маршрута учитывается ряд условий:

Ø     доступность для посещений;

Ø     эстетическая привлекательность;

Ø     информационная емкость.

Экологическая тропа организуется таким образом, что позволяет знакомить детей с различными природными явлениями, живыми и неживыми объектами, проводить наблюдение, опыты, эксперименты, организовывать игры. Маршрут экологической тропы состоит из следующих стоянок:

Ø       цветник;

Ø       лиственные деревья;

Ø       хвойные деревья;

Ø       кустарники;

Ø       уголок отдыха (беседка, скамеечки);

Ø       пень-муравейник;

Ø       микрозаповедник насекомых;

Ø       «птичья столовая»;

Ø       «совиный уголок», где дети знакомятся с жизнедеятельностью сов;

Ø       «скорая помощь», где дети имеют возможность помочь раненым

деревьям;

Ø       трудовая зона.                

                      Практическая деятельность детей в природе имеет ключевое значение в освоении опытно-экспериментальной деятельности. Индивидуальные проявления детей в практической деятельности – это показатель их воспитанности и культуры. Именно в процессе активной деятельности ребенок реализует свои потребности пытливого исследователя, делает выводы и обобщения.

   Наблюдения, опыты и практическая деятельность способствует накоплению у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения  в систему, раскрытие причин и взаимосвязей, существующих в природе.

   Для полноценного развития личности дошкольников, обеспечения максимальной реализации потенциальных познавательно-исследовательских способностей,  формирования  социально-практического опыта воспитанников,  исходя из их интересов и  возможностей, в МБДОУ детский сад «Солнышко»  функционируют  клубы с валеологическим направлением «Познай себя» , руководитель- Бедай Н.В., экологический «Дошкольное лесничество»  руководитель- Измайлова Д.И. Благодаря оказанию данных дополнительных образовательных услуг воспитанники клубов умеют выявлять причинно-следственные связи в природе; обсуждать и опытным путем подтверждать условия роста и жизни растений; распознавать деревянные и металлические предметы, рассуждать об их свойствах и использовании чело­веком;  опытным путем демонстрировать, что люди позаимствовали у природы для своей хозяйственной деятельности; выдвигать и обосновывать гипотезы;  использовать накопленный опыт  в практической художественно - творческой деятельности.

Важнейшим показателем результативности воспитательно – образовательной работы является положительная динамика общеобразовательного развития детей, о чем свидетельствуют данные мониторинга по экологическому воспитанию и краеведению: в целом, уровень освоения программы увеличился на 15%  по сравнению с прошлогодними результатами. Результаты качества знаний  детей по краеведению повысились – на 30%, по экологическому воспитанию – на 2%.

   Для популяризации детского экспериментирования был составлен план взаимодействия с родителями, который предусматривает следующие формы деятельности:

Ø    родительские собрания (с целью информирования родителей о совместной работе с детьми, стимулирования их активного участия в опытно-экспериментальной деятельности и обмена накопленным опытом);

Ø    консультации (для разъяснения актуальности предлагаемой темы);

Ø     праздники, развлечения;

Ø     Дни открытых дверей;

Ø    организация тематических  выставок совместного с детьми творчества;

Ø    выставка  литературы "Человек и природа” (методическая  литература, статьи из журналов "Дошкольное воспитание”, «Ребенок в детском саду», "ЗОЖ”);

Ø    совместные экскурсии;

Ø    рекомендации  по организации несложных поручений детям  по уходу за животными и растениями дома.

         Родители принимают активное участие в обогащении предметно-развивающей среды, приглашаются на открытые занятия с элементами экспериментирования, вовлекаются в выполнение творческих заданий.

         Для совершенствования  профессионального мастерства педагогов в МОУ организуются разнообразные формы работы с коллективом:

Ø     консультации «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» «Недельная методика наблюдений за сезонными явлениями

Ø     природы в разных возрастных группах и классах», «Методика проведения цикла наблюдения за растущим и развивающимся растением», «Содержания наблюдения за обитателями уголка природы» и др.;

Ø      педчасы;

Ø     открытые просмотры деятельности педагогов;

Ø     административно-педагогические совещания;

Ø     смотры-конкурсы;

Ø     анкетирование и педагогическая диагностика;

Ø     беседы,

Ø     семинар-практикум («Формирование основ экологической культуры у дошкольников и младших школьников», «Изучение методики экспериментальной деятельности дошкольников»).

         Результатом этой работы стали: коллективный просмотр открытых мероприятий по опытно-экспериментальной деятельности детей в разных возрастных группах, составление паспортов комнатных растений; апробация «недельной» методики наблюдений и изготовление календарей наблюдений за сезонными явлениями природы. Эффективной формой методической работы стал Совет педагогов по теме: «Детское экспериментирование – средство интеллектуального развития дошкольников», при проведении которого использовались выставка методической литературы, диспут-викторина «- Все интересно, что неизвестно», деловая игра и решение кроссвордов.

  j0424166        Для грамотного осуществления опытно-экспериментальной деятельности с детьми в уголке  (в методическом кабинете) собраны материалы «Методическая копилка педагога»:

Ø     Рекомендации по организации опытно-экспериментальной деятельности.

Ø                             Структурно-логическая схема формирования навыков экспериментирования в дошкольном возрасте.

Ø                             Этапы работы по созданию комплексно-тематического плана по опытно-исследовательской деятельности дошкольников.

Ø                             Комплексно-тематический план «Опытно-исследовательская деятельность на занятиях по окружающему миру».

Ø                             Памятка для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Ø                             Памятка о проведении занятия-экспериментирования.

Ø                             Конспекты занятий по ознакомлению детей с природой в разных возрастных группах.

Ø   Конспекты наблюдений за животными в разных возрастных группах.

Ø   Цикл наблюдений за аквариумом и его обитателями в разных возрастных группах.

Ø   Картотека опытов.

Ø   Конспекты лабораторных работ.

Ø   Методические рекомендации «Организация экологической тропы».

Ø   Экологические кроссворды и т. п.

 


 

Категория: Старший воспитатель | Добавил: Solnishko (17.05.2012) | Автор: Бедай Наталья Витальевна
Просмотров: 8238 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск


Copyright MyCorp @ 2024
Бесплатный хостинг uCoz