Четверг
02.05.2024
13:20
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Личные странички педагогов
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Детский сад [5]
Старший воспитатель [14]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Детский сад

Роль народной игры в экологическом воспитании детей

Удивительный мир природы. Он встречает нас морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты у поля, луга, тихой речушки, крошечной лужицы, остановившейся на дороге или в перелеске после сильного дождя.

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе, к окружающим людям. Человек, любящий природу, помогает детям сделать первые шаги в неизвестную страну, которая называется природой. Встреча с ней  всегда праздник и новый шаг к познанию мира.

Эффективность экологического воспитания дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования развивающей среды, а также от системной педагогической работы с детьми. При ознакомлении детей с природой мы, взрослые, стремимся дать образец гуманного отношения ко всему живому, чтобы ребенок понимал, что у каждого объекта есть свое место в природе и свое назначение.

Взрослый должен уметь вызвать у детей сострадание к живому существу, желание позаботиться о нем, радость и восхищение от встречи с природой, удивление, гордость за правильный поступок, удовольствие от хорошо выполненного поручения.

Дошкольное детство – это период игры. Об этом говорят и пишут педагоги и психологи, это знают все современные родители. Игра в детские годы преобладает над всеми другими делами ребенка. Игра – ведущая деятельность дошкольного детства. Игры издавна служили средством самопознания, здесь народ проявлял свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. Каждый народ богат играми. Они имеют многотысячелетнюю историю и сохранились до наших времен, передавались из поколения в поколение вбирая в себя лучшие национальные традиции. Люди в древности воспринимали природу, как живое существо и не отделяли себя от нее. Действительно, и детеныши животных, и дети человека овладевали и овладевают навыками, которые им пригодятся в жизни через игру.

     Следующей ступенью развития человечества было появление мифов, где отражались представления человека о временах года, об огне, солнце, воде, ветре, земле, жизни и смерти, о человеке (в семье и в роду). Мифы и обряды нашли свое отражение в таких народных играх, как «хоровод»( который представляет собой движение солнца), «гуси – лебеди», «гори, гори ясно» и др. Также продолжением  являлись такие игры, как укладывание мух спать (в октябре).  Под пение колыбельной песни разрезали  яблоко напополам, укладывали муху и накрывали листочком. Таким образом, показывали детям, что все насекомые осенью засыпают. На Масленицу издавна человека наряжали в медведя и обыгрывали, отобразив, что будет, если разбудить медведя. Таким образом, дети получали знания о том, что всему свое время и животных будить нельзя. Наряду с такими играми  появилась целая система знакомства ребенка с явлениями окружающей среды. А с появлением педагогики, как науки, игра приобрела свои методы, принципы, приемы и  закономерности.                                                                                            Русские народные игры очень многообразны. Это подвижные, настольные, хороводные игры с народными песнями, прибаутками, плясками. Игра оказывает на маленького ребенка развивающее воздействие и использование ее как средство экологического воспитания детей важно по целому ряду причин:

  • Она дает возможность развивать познавательные способности и речь ребенка, способствует становлению личности, сохранению здоровья;
  • Игра доставляет радость ребенку, поэтому понимание природы и общение с ней, проходящее на фоне игры, будут особенно эффективны;
  • Игра ставит взрослого и ребенка в партнерские отношения;
  • В игровой комплекс, включаются игры на развитие разных анализаторских систем (слух, зрение, осязание, обоняние и др.);
  • Экологические знания, полученные в игре, вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, лучше войдут в их самостоятельную игровую деятельность, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности ребенка.

Среди многообразия игр особое место принадлежит дидактическим играм, которые очень разнообразны по своему содержанию, игровому материалу, игровым действиям, познавательной деятельности.

Дидактические игры экологического содержания помогают ребенку запомнить название животных и растений, увидеть неповторимость живого организма, помогают развивать познавательный интерес, формировать ценностные ориентации.

Очень важно, чтобы взрослые понимали, что игра – это серьезное дело; в ней ребенок реализует себя как деловой человек, показывает свою осведомленность, проявляет активность и творчество.

Детям всех возрастов интересны разрезные картинки, на которых представлены цветы, грибы, овощи, фрукты, ягоды, животные. Игры с разрезными картинками воспитывают в ребенке выдержку, терпение, упорство в достижении цели.  Дошкольник тренирует  свое восприятие, оттачивает умение анализировать детали изображения и сопоставлять их. Все это – важные умственные и нравственные качества развивающейся личности ребенка.

С детьми раннего дошкольного возраста можно играть в словесно – дидактические игры. Важной особенностью данных игр является возможность развивать с их помощью речь дошкольников, восприятие, различительные мыслительные процессы: умение анализировать, сравнивать, описывать. Они учат детей обобщать явления, классифицировать предметы, относить их к той или иной категории.

Существует традиционная классификация дидактических игр: словесные, настольные, печатные, игры – эксперименты, моделирование ситуаций. На ее основе созданы все дидактические игры, в том числе и игры экологического содержания.

При проведении дидактических игр необходимо опираться на следующие принципы: системности, развивающего обучения, доступности, принцип опоры на ведущую деятельность детей. Специфика дидактики, предполагает постепенное усложнение игр от группы к группе, подразумевает их вариативность. Если в младшей группе знакомство с дикими и домашними животными происходит в таких дидактических играх, как «Назови, кто это?», «Изобрази животного», «Узнай по голосу» и др., то в средней группе – игра типа «Угадай, кто где живет?», «Помоги животному», «Большие и маленькие» и т.д. Дети старшего дошкольного возраста успешно справляются со следующими играми: «Зоопарк», «Логические цепочки», «Придумай про животного загадку», «Путешествие в Африку». Старшие дети разгадывают кроссворды, решают ребусы, проводят эксперименты, длительные наблюдения за животными и растениями.

Экологические дидактические игры необходимо использовать не только в свободной деятельности, но и на занятиях: по развитию речи, по математике, по ознакомлению с окружающим.

Дидактические игры экологического содержания необходимо проводить и во время экскурсий и целевых прогулок, при ознакомлении детей с трудом взрослых. При обучении их трудовой деятельности в природе, а также в экспериментальной деятельности дошкольников.

Категория: Детский сад | Добавил: Solnishko (07.08.2014)
Просмотров: 1039 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск


Copyright MyCorp @ 2024
Бесплатный хостинг uCoz