«Как развить творческие способности
у дошкольников»
Творческие способности – далеко не новый предмет
исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный
интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой
потребности в овладении творчества людей. Таланты появлялись как бы сами собой,
стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия,
изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой
культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху
научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она
требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости
мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода
к решению больших и малых проблем. Если учесть тот факт, что доля умственного
труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть
исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться
очевидным, что творческие способности человека следует признать самой
существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших
задач в воспитании современного человека. Очень часто в обыденном сознании
творческие способности отождествляются со способностями к различным видам
художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать
музыку и т.п. Что такое творческие способности на самом деле?
Когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей?
Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует
гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего
возраста. Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и
"дозревает" в первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества
клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и
интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько
стимулируется средой образование новых. Этот период "дозревания" есть
время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время
наивысших и самых широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный
период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у
ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых
имеются стимулы и условия к "моменту" этого созревания. Чем
благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается
развитие. Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по
времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко - с
наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и
ребенок может стать способным, талантливым и гениальным. Для того чтобы успешно
развивать познавательные интересы ребенка, родители должны знать, чем
интересуется их малыш, а уже затем оказывать влияние на формирование его
интересов.
Сложившаяся социокультурная ситуация актуализирует проблему сохранения и
передачи детям культурного наследия предков, знакомство ребенка с культурой
малой Родины, а также исторической бытностью своего народа. Народная культура
является действенным средством познавательного, эстетического, духовного
развития детей. Интеграция областей в образовательной деятельности позволяет
использовать различные формы ознакомления дошкольников с народной культурой,
прикладным творчеством малых народов. Творческий подход педагогов в ДОУ
проявляется в постоянном обновлении предметно - пространственного окружения. В
каждой возрастной группе создана своя предметно - развивающая среда,
позволяющая эффективно реализовывать используемые педагогами программы и
технологии. Созданная комната казачьего быта удивляет детей предметами
домашнего обихода наших предков. В холлах учреждения систематически оформляются
коллажи, выставки продуктов детской деятельности, ими украшаются групповые
комнаты, раздевалки. В течении года регулярно проводятся совместные
тематические выставки работ детей и родителей на темы: «Дары Осени»,»Цветы
осени» «Моя мама», «Снеговик», «Красивая елка»,фотогазеты, конкурсы детского
творчества и др. Необходимым условием для развития творческих способностей
дошкольников является использование народного искусства в работе с детьми.
Декоративно – прикладное народное искусство глубоко воздействует на
внутренний мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной
ценностью.
Практика работы по развитию навыков ручного труда доказывает
результативность работы кружка по обучению вышиванию, что приводит к стабильным
положительным результатам: у детей формируется стойкий интерес к народной
культуре, традициям, отрабатываются практические навыки по ручному труду.
Причем, увлечение охватывает не только девочек (по общепринятым понятиям), но и
мальчиков.
Следовательно, организуя и развивая такую деятельность ребенка, как
творческая, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет
внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или
чувство, отражающее новое отношение к действительности, мы должны не рассеять
первые предпосылки, а «сберечь и взрастить»!
Литература:
1. Березина В.Г., Викентьев И.Л., Модестов С.Ю. Детство творческой личности.
- СПб.: издательство Буковского, 1994.
2. Паскаль. Методическое пособие для преподавателей начальной школы и
воспитателей детских садов по курсу "Развитие творчества". |