Ознакомление дошкольников с природой летом При ознакомлении
детей с сезонными явлениями природы стержнем должны служить не
отдельные явления, а осмысление того, как протекает жизнь в природе
в целом. Наблюдение явлений природы в развитии обеспечит детям более глубокое
их понимание и подготовит к усвоению понятий "время года",
"лето".
Ознакомление с признаками летнего сезона
Организуя
наблюдения с детьми на прогулках и экскурсиях, педагог знакомит их с
характерными отличительными признаками летнего сезона,
воспитывает у них способность любоваться красотой родной природы.
Так, в младшей группе
детей знакомят с наиболее яркими, характерными
для этого времени года явлениями, которые они могут наблюдать: стало тепло, иногда бывает жарко, светит
солнце, идет дождь, дует ветер, появляется луна. Дети устанавливают зависимость
их одежды от погоды.
В средней группе,
опираясь на прошлый опыт дошкольников, педагог
продолжает знакомить их с характерными явлениями летней природы, обращает внимание на то, что солнце греет
сильнее и больше отдает тепла, чем
зимой, дует теплый ветер, идут дожди, гремят грозы. Дети наблюдают за движением облаков и устанавливают простейшие связи: ярко светит солнце, становится
жарко, после дождя (грозы) природа заметно
оживает, воздух делается особенно свежим, трава, цветы, деревья — чистыми и
блестящими. Они узнают, что для лета
характерны такие явления природы, как яркое солнце, чистое небо, жара, теплые дожди, грозы.
Детей старшего
дошкольного возраста воспитатель учит распознавать состояние погоды по
ряду признаков (по движению туч, поведению
животных, птиц, насекомых, земноводных) и определять ее соответствующим словом-термином. Постепенно они
начинают соотносить состояние погоды с летним временем года. Для эмоционального освоения знаний, формирования познавательного отношения к природе летом педагогам следует использовать
загадки, поговорки, присказки,
народные приметы, что позволит
расширить представления детей, развить
их наблюдательность. Постепенно в
словарь дошкольников вводятся слова,
характеризующие то или иное состояние
погоды (знойный ветер, тихий ветерок,
солнечная погода и др.).
На основе знакомства с народными
приметами (небольшой дождь
летним утром — днем хорошая погода;
усиление ветра после продолжительной
тихой погоды — к дождю; когда видят радугу, ждут перемен погоды и др.) дети учатся подмечать изменения в природе, прогнозировать состояние погоды.
Чтобы процесс усвоения знаний экологического
содержания проходил наиболее эффективно, дошкольникам необходимо анализировать результаты наблюдений и фиксировать их в календаре погоды. На основе народных примет и пословиц может быть составлен
народный календарь времен года
(лета). Детям интересно будет узнать о том, что вся жизнь человека тесно связана с природой. Это отражает русский земледельческий календарь. Совместно с родителями дошкольники
могут составить альбом пословиц, поговорок и загадок о
лете, которые являются своеобразной системой знаний о явлениях природы.
С приходом летних дней воспитатель
со старшими дошкольниками может выяснить "Как солнышко по небу
прогуливается". Детей подводят к тому, в какое время года дни самые теплые
и длинные. У солнышка в разное время года особый распорядок дневных прогулок. Летом солнце появляется очень
рано, когда еще большинство людей
спит, а заходит поздно (летние
прогулки затягиваются в июне до 17 ч).
Для наблюдений необходимо выбрать
открытое удобное место, воткнуть в землю
лыжную палку (гломон) и наблюдать
за тенью, которую отбрасывает вертикально стоящая палка, освещенная солнцем. Дети замечают, что чем выше
поднимается солнце, тем короче тень от палки. Самая короткая тень
бывает днем, когда солнце находится в самой
высокой точке своего пути. Это происходит
в полдень.
При ознакомлении детей с Солнцем также можно использовать графическую модель "Кому
нужно Солнце", которая представляет собой
изображение Солнца с отходящими от него лучами, указывающими на
объекты живой природы, нуждающиеся в солнечном свете и тепле.
С целью формирования знаний о причинах смены частей суток, сезонов можно провести
игру "Почему наступает другой день (сезон)?",
в которой бы отражались действия, моделирующие движение Земли вокруг Солнца. Для закрепления знаний дети
выполняют задание на листе, где
схематически изображены Солнце и Земля. Дошкольникам предлагается закрасить синим цветом то полушарие Земли, на котором зима, а зеленым — на котором лето.
Для обобщения полученных представлений можно
провести беседу "Круглый год": какие времена года вы
знаете, какое время года самое теплое, почему летом тепло, почему сменяются
времена года, части суток.
На основе полученных знаний детей знакомят с
состоянием различных групп растений (деревья,
кустарники, травянистые растения) в разные периоды сезона и
причинах этого состояния — степень удовлетворения потребностей
растений в факторах среды. Потребности растений в разные времена
года удовлетворяются в разной степени. С наибольшей полнотой
это происходит летом. В процессе совместных наблюдений воспитать
продолжает расширять представления воспитанников о жизни
растений летом, о том, что для их роста и развития необходимы почва,
влага, солнечный свет, тепло.
С изменениями в неживой
природе связаны сезонные изменения и в жизни животных. Приспособление
их к среде обитания проявляется в смене образа жизни в
разные времена года в зависимости от наличия пищи, температурных
условий и т. д. Педагог помогает дошкольникам установить связь между обилием
тепла, влаги и бурным ростом растений, активной жизнью всех
животных в летний период.
Ознакомление
с растительным и животным миром леса
Жизнь растений и животных в
природе существует в форме различных биогеоценозов, представляющих
собой сложную совокупность единства растительных и животных
организмов (от низших до высших), рельефа, почвы, воды,
атмосферы. Многие его компоненты имеют яркое внешнее
выражение и, следовательно, доступны детям дошкольного
возраста. Поэтому их необходимо знакомить с наиболее типичными,
часто встречающимися представителями основных естественных
и культурных биоценозов и подводить к освоению внешне выраженных
существенных связей. В содержание представлений о растительных сообществах должно быть включено знание основных представителей данного сообщества; их
взаимоотношений в использовании
основных факторов среды (прежде всего света).
В летнее время особенно живописен и привлекателен лес. На экскурсиях дети наблюдают лес во всем его
многообразии, могут активно проявить свое бережное отношение к
обитателям леса. Дошкольников знакомят с
лесом как естественным сообществом; подводят к пониманию взаимозависимости между растениями и животными, которые связаны друг с другом общими законами
жизни, приспособлены к совместному
существованию; им рассказывают о значении леса, использовании его людьми
и необходимости охранять лес - богатство
нашей Родины.
Воспитатель обращает внимание дошкольников на то,
что в лесу много деревьев, кустарников, травянистых растений.
Вместе с воспитателем они находят знакомые деревья: ель, сосну,
березу, осину; узнают, что в жаркую погоду в лесу прохладно, потому что от деревьев
падает тень. На экскурсиях в лес детей учат различать деревья
и кустарники по расположению и толщине ветвей, окраске и
поверхности коры, форме и величине листьев, наличию плодов и
семян и др.
Для сравнения разных пород деревьев (березы и липы,
березы и клена, ели и сосны и др.) можно
предложить игры типа: "Угадай, какое это дерево?", "От какого дерева эта ветка?", "С
чьей ветки детки?". Детальное рассматривание и описание деревьев помогает
подвести
дошкольников к их элементарной группировке: хвойные и лиственные.
Во время экскурсии в еловый лес следует обратить внимание детей на то, что в нем темно, сумрачно,
предложить подумать почему. Объяснить,
что это явление связано с расположением ветвей у елей, с густой кроной, сделать вывод о бедной
растительности в таких лесах (копытень, папоротник, кислица). Воспитатель может
показать, как по веткам ели можно определить возраст дерева. Видя
разнообразие растительности соснового леса
(под соснами растут разные деревья
и кустарники), дети могут
самостоятельно сделать вывод:
большинство растений развивается
хорошо там, где много света. Например,
через листву березы проходит много
света, поэтому под ней растет так много
различных трав и кустарников; а через листву
липы света проходит меньше, поэтому под ней травянистых растений меньше.
Детей необходимо научить распознавать
съедобные и ядовитые грибы по внешнему виду и
соотносить их с местом обитания (белый гриб растет в бору,
подберезовик — около березы, подосиновик
— рядом с осиной, опята — у старых пней). Дошкольники должны
присматриваться к тому, что один и тот же гриб может
быть разным в зависимости от того, где он растет. Перед
прогулкой полезно им показать муляжи грибов, сообщить их название,
рассказать об особенностях каждого вида и
правилах сбора грибов.
Необходимо
обратить внимание воспитанников на то, где и как растут лесные ягоды
(черника и брусника — в еловом бору,
земляника — в смешанных лесах на
открытых солнечных полянах; в белоствольном березовом лесу можно
встретить ярко-красные ягоды костяники).
Следует предупредить их, что ягоды
надо собирать аккуратно, не срывать кустики земляники с цветами и корнем — на
них потом вырастут вкусные ягоды. Следует объяснить, что ягоды жимолости, волчьего лыка, бузины, вороньего глаза рвать нельзя — они ядовиты.
Прогулки в лес за ягодами, грибами, орехами научат
детей правильно относиться к растениям, приносящим щедрые дары.
Стихотворение В. Рождественского "Родной лес"
поддержит эмоционально положительное отношение к лесу, более глубокое его
восприятие. На экскурсиях также необходимо знакомить детей с
редкими охраняемыми растениями и животными, занесенными в Красную
книгу.
Полезно познакомить дошкольников с некоторыми лекарственными
растениями, рассказав, какое они имеют значение, об их полезных
свойствах, о том, что летом происходит их массовый сбор. По-новому
они смогут смотреть на привычный для них подорожник, пастушью
сумку, зверобой, мать-и-мачеху, ромашку лекарственную.
На одной из последних прогулок дети прислушиваются к звукам леса, замечают, как стало тихо в лесу, не
слышно пения птиц. Скоро осень.
В теплое время года дошкольники могут также
наблюдать за насекомыми: любоваться бабочками, следить за
стремительным полетом стрекоз, ползанием жуков. Воспитатель
показывает детям жуков: жужелицу, бронзовку, божью коровку и др. Они учатся
различать бабочек, жуков по названию, размеру, окраске. Рассматривают
пчел и шмелей, ползающих по цветам, отыскивают в траве кузнечиков,
наблюдают, как они прыгают. Изучая насекомых, дети
знакомятся с их ролью в природе (опыляют растения, участвуют
в цепи питания).
Большой интерес у детей вызывают наблюдения за муравьями.
Их следует подвести к мысли о том, что муравьи полезны:
они уничтожают вредителей леса, поэтому нельзя разорять
муравейники. Вместе с дошкольниками воспитатель
отыскивает муравьиные тропы, учит детей быть
осмотрительными, не наступать на муравьев.
На экскурсии в лесопарке можно встретить и наблюдать
белку, ежа, жабу, лягушку, ящерицу, которые делают окружающую
среду более разнообразной. Поймав лягушку, ящерицу,
можно поместить их в террариум как временных обитателей
уголка природы и продолжить наблюдения.
Необходимо дать знания детям о том, что хвост у
ящерицы отпадает в том случае, когда она испытывает боль.
Внимание воспитанников обращается на то, что в лесах живут разные животные: хищные звери (волк, лиса) и животные, которые питаются растениями (заяц, белка, лесная мышь, лось). Ребята
узнают много интересного о диких зверях.
На основе наблюдений с детьми можно сделать
выставку "Наши соседи — растения и животные".
Важно содействовать воспитанию у детей эмоционально
положительного отношения к лесу, вызывать добрые чувства и
побуждать
детей к деятельности, сознательно направленной на охрану леса. Дошкольников знакомят с работой лесоводов,
которые выращивают деревья и кустарники для возобновления, разведения и
охраны лесов.
Важно,
чтобы дети видели следы некультурного поведения и небрежного
отношения человека к лесу. Они должны понять, что и в естественных
условиях состояние природы зависит от деятельности и
поведения людей. Знакомить дошкольников с правилами поведения на
природе необходимо так, чтобы они не носили характер запретов. Иначе
правила осваиваются детьми без понимания необходимости их соблюдения
и не становятся для них значимыми.
Для систематизации знаний детей о данном биоценозе можно провести обобщающую беседу "Что дает людям
лес", организовать праздник "День леса". Можно предложить
придумать и нарисовать знаки
правильного поведения в природе и пояснить их.
Деятельность
детей на участке детского сада летом
Создание условий для интересной и содержательной
деятельности детей летом на участке дошкольного учреждения
также имеет большое значение.
Занятия и повседневную работу на огороде
и в цветнике следует группировать по видам (выращивание
овощей и цветов) на каждом из последовательных этапов работы (уход за
растениями, сбор и использование урожая). Важно, чтобы детей
не просто увлекала перспектива вырастить красивые
цветы и вкусные овощи. Они должны осознать необходимость систематического
ухода за растениями (полив, рыхление почвы, прополка, прореживание,
подкормка и др.). При этом ребята должны руководствоваться
особенностями строения растений, периодом роста и развития
и их потребностями. Например, старшие дошкольники могут пропалывать
грядки, чтобы сорняки не мешали росту культурных
растений. Для этого детей необходимо научить их различать.
Детям следует давать задания, требующие
внимательного наблюдения за состоянием растений. Старшие дошкольники
могут заметить и рассказать, что изменилось: появились
новые листья, бутоны, цветы.
Педагог привлекает детей к участию во всех видах работ
по уходу за растениями, воспитывает самостоятельность. Это укрепляет у них
уверенность в своих силах, формирует
добросовестное отношение как к интересной, так и не очень интересной
работе. Следует следить за тем, чтобы
поставленная цель была посильна ребенку.
Обогащению и закреплению знаний о растениях огорода и цветника,
повышению интереса к их выращиванию способствуют праздник цветов, сбор урожая и праздник урожая. Полезны и дидактические
игры "Вершки и корешки",
"Во саду ли, в огороде", "Составь букет", "Что где растет?" и др. Из рисунков детей
можно составить альбом "Наши цветы".
Для обобщения полученных детьми знаний о лете
воспитатель может использовать модель "Портрет лета".
После знакомства и работы с моделью проводится беседа
"Назовите признаки летнего сезона", "Какие
животные изображены на модели", "Что они делают летом, где живут".
Для создания эмоционально-познавательной установки организуется досуг
"Лето". Дети вспоминают народные пословицы, поговорки, стихи о лете,
разгадывают и загадывают загадки. Для систематизации знаний о
летних изменениях можно провести итоговое занятие "Летние
заботы животных".
Следует помнить о том, что положительных результатов
в данной работе можно достичь при тесном сотрудничестве с
родителями, которое может строиться с использованием традиционных форм (родительские
собрания, конференции, консультации и др.). Очень важны индивидуальные
и групповые беседы воспитателя с родителями, например: "О
поведении в природе", "О содержании растений и животных дома".
Можно организовать и совместную деятельность родителей
с детьми (экскурсии, экологические акции, праздники, дни открытых
дверей, создание альбома "Красное лето" и др.). Педагог советует родителям
больше времени проводить с детьми на улице, гулять в лесу, парке,
отмечать изменения в природе в летний период, учить культурному
поведению в природе, организовать дома уголок природы, приобрести
комнатные растения, рыб, птиц. Все это вызовет у детей интерес к природе,
желание заботиться о живых существах, будет способствовать формированию
гуманных чувств.
Список литературы
1. Каменева Л.А. "Как знакомить дошкольников с природой", М., 1983.
2. Методика ознакомления детей с природой в детском саду
[Текст] / Под ред. П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 19992. - 240 с.
5-09-003254-8.
3. Меремьянина О. Край, в котором я живу [Текст]/ О. Меремьянова // Дошкольное воспитание. -1999. - №5. - С. 44-39.
4. Программа воспитание и обучения в детском саду [Текст] / М.А. Васильевой. - М.: Просвещение, 1985.-240 с.
5. Рыбаков Б.В. Народный календарь [Текст] / Б.В. Рыбаков. - Средний урал, 1980.-80 с.
|