Четверг
21.11.2024
13:49
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Личные странички педагогов
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Детский сад [5]
Старший воспитатель [14]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Старший воспитатель

Ознакомление дошкольников с природой летом

Ознакомление дошкольников с природой летом

При ознакомлении детей с сезонными явлениями природы стержнем должны служить не отдельные явления, а осмысление того, как протека­ет жизнь в природе в целом. Наблюдение явлений природы в развитии обеспечит детям более глубокое их понимание и подготовит к усвоению понятий "время года", "лето".

Ознакомление с признаками летнего сезона

 

Организуя наблюдения с детьми на прогулках и экскурсиях, пе­дагог знакомит их с характерными отличительными признаками лет­него сезона, воспитывает у них способность любоваться красотой родной природы.

Так, в младшей группе детей знакомят с наиболее яркими, харак­терными для этого времени года явлениями, которые они могут на­блюдать: стало тепло, иногда бывает жарко, светит солнце, идет дождь, дует ветер, появляется луна. Дети устанавливают зависимость их одеж­ды от погоды.

В средней группе, опираясь на прошлый опыт дошкольников, педагог продолжает знакомить их с характерными явлениями летней природы, обращает внимание на то, что солнце греет сильнее и боль­ше отдает тепла, чем зимой, дует теплый ветер, идут дожди, гремят грозы. Дети наблюдают за движением облаков и устанавливают про­стейшие связи: ярко светит солнце, становится жарко, после дождя (грозы) природа заметно оживает, воздух делается особенно свежим, трава, цветы, деревья — чистыми и блестящими. Они узнают, что для лета характерны такие явления природы, как яркое солнце, чистое небо, жара, теплые дожди, грозы.

Детей старшего дошкольного возраста воспитатель учит распоз­навать состояние погоды по ряду признаков (по движению туч, пове­дению животных, птиц, насекомых, земноводных) и определять ее соответствующим словом-термином. Постепенно они начинают соот­носить состояние погоды с летним временем года. Для эмоционально­го освоения знаний, формирования познавательного отношения к природе летом педагогам следует использовать загадки, поговорки, присказки, народные приметы, что поз­волит расширить представления детей, развить их наблюдательность. Постепен­но в словарь дошкольников вводятся сло­ва, характеризующие то или иное состо­яние погоды (знойный ветер, тихий вете­рок, солнечная погода и др.).

На основе знакомства с народными приметами (небольшой дождь летним ут­ром — днем хорошая погода; усиление ветра после продолжительной тихой по­годы — к дождю; когда видят радугу, ждут перемен погоды и др.) дети учатся подмечать изменения в природе, прогно­зировать состояние погоды.

Чтобы процесс усвоения знаний экологического содержания проходил наиболее эффективно, дошкольникам необходимо анализировать результаты наблюдений и фиксировать их в кален­даре погоды. На основе народных примет и пословиц может быть составлен народ­ный календарь времен года (лета). Детям интересно будет узнать о том, что вся жизнь человека тесно связана с приро­дой. Это отражает русский земледельче­ский календарь. Совместно с родителями дошкольники могут составить альбом пословиц, поговорок и загадок о лете, которые являются своеобразной системой знаний о явлениях природы.

            С приходом летних дней воспитатель со старшими дошкольника­ми может выяснить "Как солнышко по небу прогуливается". Детей подводят к тому, в какое время года дни самые теплые и длинные. У солнышка в разное время года особый распорядок дневных прогулок. Летом солнце появляется очень ра­но, когда еще большинство людей спит, а заходит позд­но (летние прогулки затягиваются в июне до 17 ч). Для наблюдений необходимо выбрать открытое удобное место, воткнуть в землю лыжную палку (гломон) и на­блюдать за тенью, которую отбрасывает вертикально стоящая палка, освещенная солнцем. Дети замечают, что чем выше поднимается сол­нце, тем короче тень от палки. Самая короткая тень бывает днем, когда солнце находится в самой высокой точке своего пути. Это про­исходит в полдень.

При ознакомлении детей с Солнцем также можно исполь­зовать графическую модель "Кому нужно Солнце", которая пред­ставляет собой изображение Солнца с отходящими от него лучами, указывающими на объекты живой природы, нуждающиеся в солнеч­ном свете и тепле.

С целью формирования знаний о причинах смены частей суток, сезонов можно провести игру "Почему наступает другой день (се­зон)?", в которой бы отражались действия, моделирующие движение Земли вокруг Солнца. Для закрепления знаний дети выполняют зада­ние на листе, где схематически изображены Солнце и Земля. Дошколь­никам предлагается закрасить синим цветом то полушарие Земли, на котором зима, а зеленым — на котором лето.

Для обобщения полученных представлений можно провести бе­седу "Круглый год": какие времена года вы знаете, какое время года самое теплое, почему летом тепло, почему сменяются времена года, части суток.

На основе полученных знаний детей знакомят с состоянием раз­личных групп растений (деревья, кустарники, травянистые растения) в разные периоды сезона и причинах этого состояния — степень удов­летворения потребностей растений в факторах среды. Потребности растений в разные времена года удовлетворяются в разной степени. С наибольшей полнотой это происходит летом. В процессе совместных наблюдений воспитать продолжает расширять представления воспитанников о жизни растений летом, о том, что для их роста и развития необходимы почва, влага, солнечный свет, тепло.

С изменениями в неживой природе связаны сезон­ные изменения и в жизни животных. Приспособление их к среде обитания проявляется в смене образа жизни в разные времена года в зависимости от наличия пищи, температурных условий и т. д. Педагог помогает дошкольникам уста­новить связь между обилием тепла, влаги и бурным ростом растений, активной жизнью всех животных в летний период.

Ознакомление с растительным и животным миром леса

                  Жизнь растений и животных в природе существует в форме раз­личных биогеоценозов, представляющих собой сложную совокупность единства растительных и животных организмов (от низших до выс­ших), рельефа, почвы, воды, атмосферы. Многие его компоненты име­ют яркое внешнее выражение и, следовательно, доступны детям до­школьного возраста. Поэтому их необходимо знакомить с наиболее типичными, часто встречающимися представителями основных естес­твенных и культурных биоценозов и подводить к освоению внешне выраженных существенных связей. В содержание представлений о растительных сообществах должно быть включено знание основных представителей данного сообщества; их взаимоотношений в ис­пользовании основных факторов среды (прежде всего света).

В летнее время особенно живописен и привлекателен лес. На экскурсиях дети наблюдают лес во всем его многообразии, могут ак­тивно проявить свое бережное отношение к обитателям леса. До­школьников знакомят с лесом как естественным сообществом; подво­дят к пониманию взаимозависимости между растениями и животны­ми, которые связаны друг с другом общими законами жизни, приспо­соблены к совместному существованию; им рассказывают о значении леса, использовании его людьми и необходимости охранять лес - богатство нашей Родины.

Воспитатель обращает внимание дошкольников на то, что в лесу много деревьев, кустарников, травянистых растений. Вместе с вос­питателем они находят знакомые деревья: ель, сосну, березу, осину; узнают, что в жаркую погоду в лесу прохладно, потому что от де­ревьев падает тень. На экскурсиях в лес детей учат различать де­ревья и кустарники по расположению и толщине ветвей, окраске и поверхности коры, форме и величине листьев, наличию плодов и семян и др.

Для сравнения разных пород деревьев (березы и липы, березы и клена, ели и сосны и др.) можно предложить игры типа: "Угадай, какое это дерево?", "От какого дерева эта ветка?", "С чьей ветки детки?". Детальное рассматривание и описание деревьев помогает подвести дошкольников к их элементарной группировке: хвойные и лиственные.

Во время экскурсии в еловый лес следует обратить внимание детей на то, что в нем темно, сумрачно, предложить подумать почему. Объяснить, что это явление связано с расположением ветвей у елей, с густой кроной, сделать вывод о бедной растительности в таких лесах (копытень, папоротник, кислица). Воспитатель может показать, как по веткам ели можно определить возраст дерева. Видя разнообразие растительности соснового леса (под сос­нами растут разные деревья и кустарни­ки), дети могут самостоятельно сделать вывод: большинство растений развива­ется хорошо там, где много света. Напри­мер, через листву березы проходит мно­го света, поэтому под ней растет так мно­го различных трав и кустарников; а через листву липы света проходит меньше, по­этому под ней травянистых растений меньше.

Детей необходимо научить распоз­навать съедобные и ядовитые грибы по внешнему виду и соотносить их с местом обитания (белый гриб растет в бору, под­березовик — около березы, подосино­вик — рядом с осиной, опята — у старых пней). Дошкольники должны присматри­ваться к тому, что один и тот же гриб мо­жет быть разным в зависимости от того, где он растет. Перед прогулкой полезно им показать муляжи грибов, сообщить их название, рассказать об особенностях каждого вида и правилах сбора грибов.

Необходимо обратить внимание воспитанников на то, где и как растут лесные ягоды (черника и брусника — в еловом бору, земляника — в смешан­ных лесах на открытых солнечных поля­нах; в белоствольном березовом лесу можно встретить ярко-красные ягоды костяники). Следует предупредить их, что ягоды надо собирать аккуратно, не срывать кустики земляники с цветами и корнем — на них потом вырастут вкусные ягоды. Следует объяснить, что ягоды жимолости, волчьего лыка, бузины, вороньего глаза рвать нельзя — они ядовиты.

Прогулки в лес за ягодами, грибами, орехами научат детей пра­вильно относиться к растениям, приносящим щедрые дары. Стихо­творение В. Рождественского "Родной лес" поддержит эмоционально положительное отношение к лесу, более глубокое его восприятие. На экскурсиях также необходимо знакомить детей с редкими охраняе­мыми растениями и животными, занесенными в Красную книгу.

Полезно познакомить дошкольников с некоторыми лекарствен­ными растениями, рассказав, какое они имеют значение, об их полез­ных свойствах, о том, что летом происходит их массовый сбор. По-новому они смогут смотреть на привычный для них подорожник, пас­тушью сумку, зверобой, мать-и-мачеху, ромашку лекарственную.

На одной из последних прогулок дети прислушиваются к звукам леса, замечают, как стало тихо в лесу, не слышно пения птиц. Скоро осень.

В теплое время года дошкольники могут также наблюдать за насекомыми: любоваться бабочками, следить за стремитель­ным полетом стрекоз, ползанием жуков. Воспитатель показыва­ет детям жуков: жужелицу, бронзовку, божью коровку и др. Они учатся различать бабочек, жуков по названию, размеру, окраске. Рассматривают пчел и шмелей, ползающих по цветам, отыски­вают в траве кузнечиков, наблюдают, как они прыгают. Изучая насекомых, дети знакомятся с их ролью в природе (опыляют растения, участвуют в цепи питания).

Большой интерес у детей вызывают наблюдения за муравьями. Их следует подвести к мысли о том, что муравьи полезны: они уничто­жают вредителей леса, поэтому нельзя разорять муравейники. Вместе с дошкольниками воспитатель отыскивает муравьиные тропы, учит детей быть осмотрительными, не наступать на муравьев.

На экскурсии в лесопарке можно встретить и наблюдать белку, ежа, жабу, лягушку, ящерицу, которые делают окружающую среду более разнообразной. Поймав лягушку, ящери­цу, можно поместить их в террариум как временных обитателей уголка приро­ды и продолжить наблюде­ния. Необходимо дать зна­ния детям о том, что хвост у ящерицы отпадает в том случае, когда она испыты­вает боль.

Внимание воспитан­ников обращается на то, что в лесах живут разные животные: хищные звери (волк, лиса) и животные, которые питаются расте­ниями (заяц, белка, лесная мышь, лось). Ребята узна­ют много интересного о диких зверях.

На основе наблюдений с детьми можно сделать выставку "Наши соседи — растения и животные".

Важно содействовать воспитанию у детей эмоционально поло­жительного отношения к лесу, вызывать добрые чувства и побуж­дать детей к деятельности, сознательно направленной на охрану леса. Дошкольников знакомят с работой лесоводов, которые выра­щивают деревья и кустарники для возобновления, разведения и охраны лесов.

Важно, чтобы дети видели следы некультурного поведения и не­брежного отношения человека к лесу. Они должны понять, что и в естественных условиях состояние природы зависит от деятельности и поведения людей. Знакомить дошкольников с правилами поведения на природе необходимо так, чтобы они не носили характер запретов. Иначе правила осваиваются детьми без понимания необходимости их соблюдения и не становятся для них значимыми.

Для систематизации знаний детей о данном биоценозе можно провести обобщающую беседу "Что дает людям лес", организовать праздник "День леса". Можно предложить придумать и нарисовать знаки правильного поведения в природе и пояснить их.

 

Деятельность детей на участке детского сада летом

Создание условий для интересной и содержательной деятельнос­ти детей летом на участке дошкольного учреждения также имеет боль­шое значение.

           Занятия и повседневную работу на огороде и в цветнике следует группировать по видам (выращивание овощей и цветов) на каждом из последовательных этапов работы (уход за растениями, сбор и исполь­зование урожая). Важно, чтобы детей не просто увлекала перспектива вырастить красивые цветы и вкусные овощи. Они должны осознать необходимость система­тического ухода за растениями (полив, рыхление почвы, прополка, прорежива­ние, подкормка и др.). При этом ребята должны руководствоваться особенностя­ми строения растений, периодом роста и развития и их потребностями. Например, старшие дошкольники могут пропалывать грядки, чтобы сорняки не мешали росту культурных растений. Для этого детей не­обходимо научить их различать.

Детям следует давать задания, тре­бующие внимательного наблюдения за состоянием растений. Старшие дошколь­ники могут заметить и рассказать, что изменилось: появились новые листья, бу­тоны, цветы.

Педагог привлекает детей к участию во всех видах работ по уходу за растениями, воспитывает самостоя­тельность. Это укрепляет у них уверенность в своих силах, формирует добросовестное отношение как к ин­тересной, так и не очень интересной работе. Следует следить за тем, чтобы поставленная цель была посильна ребенку. Обогащению и закреплению знаний о расте­ниях огорода и цветника, повышению интереса к их выращиванию способствуют праздник цветов, сбор урожая и праздник урожая. Полезны и дидактические игры "Вершки и корешки", "Во саду ли, в огороде", "Со­ставь букет", "Что где растет?" и др. Из рисунков детей можно составить альбом "Наши цветы".

Для обобщения полученных детьми знаний о лете воспитатель может использовать модель "Портрет лета". После знакомства и рабо­ты с моделью проводится беседа "Назовите признаки летнего сезона", "Какие животные изображены на модели", "Что они делают летом, где живут". Для создания эмоционально-познавательной установки орга­низуется досуг "Лето". Дети вспоминают народные пословицы, пого­ворки, стихи о лете, разгадывают и загадывают загадки. Для система­тизации знаний о летних изменениях можно провести итоговое заня­тие "Летние заботы животных".

Следует помнить о том, что положительных результатов в данной работе можно достичь при тесном сотрудничестве с родителями, ко­торое может строиться с использованием традиционных форм (роди­тельские собрания, конференции, консультации и др.). Очень важны индивидуальные и групповые беседы воспитателя с родителями, на­пример: "О поведении в природе", "О содержании растений и живот­ных дома". Можно организовать и совместную деятельность родите­лей с детьми (экскурсии, экологические акции, праздники, дни откры­тых дверей, создание альбома "Красное лето" и др.). Педагог советует родителям больше времени проводить с детьми на улице, гулять в лесу, парке, отмечать изменения в природе в летний период, учить культур­ному поведению в природе, организовать дома уголок природы, при­обрести комнатные растения, рыб, птиц. Все это вызовет у детей ин­терес к природе, желание заботиться о живых существах, будет спо­собствовать формированию гуманных чувств.

 

Список литературы

1. Каменева Л.А. "Как знакомить дошкольников с природой", М., 1983.

2. Методика ознакомления детей с природой в детском саду [Текст] / Под ред. П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 19992. - 240 с. 5-09-003254-8.

3. Меремьянина О. Край, в котором я живу [Текст]/ О. Меремьянова // Дошкольное воспитание. -1999. - №5. - С. 44-39.

4. Программа воспитание и обучения в детском саду [Текст] / М.А. Васильевой. - М.: Просвещение, 1985.-240 с.

5. Рыбаков Б.В. Народный календарь [Текст] / Б.В. Рыбаков. - Средний урал, 1980.-80 с.

Категория: Старший воспитатель | Добавил: Solnishko (10.07.2013)
Просмотров: 3483 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск


Copyright MyCorp @ 2024
Бесплатный хостинг uCoz