УВАЖАЕМЫЕ
РОДИТЕЛИ!!!
Общая ориентация детей в
окружающем мире и оценка запаса бытовых знаний, у будущих первоклассников,
производится по ответам на следующие
вопросы:
1. Как тебя зовут?
2. Сколько тебе лет?
3. Как зовут твоих родителей?
4. Где они работают и кем?
5. Как называется поселок, в котором ты живёшь?
6. Какая река протекает в нашем поселке?
7. Назови свой домашний адрес.
8. Есть ли у тебя сестра, брат?
9. Сколько ей (ему) лет?
10.
На сколько она (он) младше (старше)
тебя?
11.
Каких животных ты знаешь? Какие из них
дикие, домашние?
12.
В какое время года появляются листья на
деревьях, а в какое опадают?
13.
Как называется то время дня, когда ты
просыпаешься, обедаешь, готовишься ко сну?
14.
Сколько времён года ты знаешь?
15.
Сколько месяцев в году и как они
называются?
16.
Где правая (левая) рука?
17.
Прочти стихотворение.
18.
Знания математики:
- счёт
до 10 (20) и обратно
- сравнение
групп предметов по количеству (больше – меньше)
- решение
задач на сложение и вычитание
Выяснить, есть ли у вашего ребёнка интерес к обучению в школе,
помогут следующие вопросы:
1. Хочешь ли ты пойти в школу?
2. Зачем нужно ходить в школу?
3. Чем ты будешь заниматься в школе?
4. Что такое уроки? Чем на них занимаются?
5. Как нужно вести себя на уроках в школе?
6. Что такое домашнее задание?
7. Зачем нужно выполнять домашнее задание?
8. Чем ты будешь заниматься, когда придёшь домой из
школы?
Портрет
будущего первоклассника
1. Социальное развитие
- Ребёнок спокойно идёт на контакт со взрослыми
и сверстниками.
- Общается со сверстниками, знает правила
общения.
- Управляет своим поведением, знает, что можно,
а что нельзя, не агрессивен, не драчлив.
- Умеет общаться с чужими взрослыми, тактичен.
- Хорошо адаптируется к новой обстановке.
- Умеет различать (чувствует) отношение и
настроение взрослого.
- Не избегает общения.
2. Организация деятельности
- Может планировать свою деятельность.
- Выполняет задание до конца, умеет оценить
качество своей работы.
- Самостоятельно находит и исправляет ошибки в
работе, не ждёт конкретных указаний.
- Может сосредоточенно, не отвлекаясь выполнять
задание 10-15 минут.
- Не торопится, не суетится, не требует
постоянного внимания взрослых.
- При неудаче не сердится, принимает помощь
взрослых, с подсказкой выполняет задание.
- Не отказывается от заданий.
3. Речевое развитие
- Ребёнок правильно произносит звуки родного
языка.
- Может выделить звук в начале, середине и конце
слова.
- Обладает словарным запасом, позволяющим
выразить мысль, описать событие, задать вопрос и ответить на него.
- Правильно использует предлоги, приставки,
союзы, строит предложения.
- Может самостоятельно рассказать сказку или
составить рассказ по картинке.
- В речи нет незаконченных предложений, не
связанных между собой.
- Передаёт интонацией различные чувства, в речи
нет нарушений темпа (пауз, запинок).
4. Развитие движений и пространственная
ориентация
- Ребёнок уверенно действует в быту: ест вилкой,
ложкой, одевается, раздевается.
- В сохранении равновесия движения
координированы и ловки.
- Хорошо ориентируется в пространстве (способен
выполнить движения руками, ногами, туловищем вперёд, назад, вверх, вниз,
налево, направо).
- Не испытывает затруднения при работе с
мозаикой, хорошо манипулирует мелкими деталями.
- Стремиться научиться лепить, выпиливать,
вязать и др.
- Не испытывает затруднений при рисовании, выполнении
графических движений (умение чертить вертикальные и горизонтальные линии,
рисовать круг, квадрат, треугольник).
5. Зрительно – пространственное восприятие
и зрительно-моторные координации.
- Ребёнок дифференцирует различные фигуры,
буквы, цифры, выделяет их характерные признаки.
- Классифицирует фигуры по форме, размерам,
направлению штрихов и другим признакам.
- Различает расположение фигур (над, под, на,
за, перед, возле, сверху, снизу и т.п.).
- Срисовывает простые геометрические фигуры, а
также сочетания фигур, пересекающиеся линии, соблюдая размеры, соотношение
и направление всех штрихов и элементов.
- Копирует
буквы, цифры, соблюдая размеренность и направление всех штрихов и
элементов.
- Находит
часть всей фигуры, конструирует фигуры из деталей по образцу-схеме.
- Дорисовывает
элементы, детали, части фигур по образцу.
6. Личностное развитие
- Ребёнок осознаёт как вести себя со
сверстниками и со взрослыми.
- Стремится установить и сохранить позитивные
отношения в ходе общения со взрослыми, и со сверстниками.
- Может заниматься, учиться, а не только играть.
Может работать самостоятельно, не нужно присутствия взрослого.
- Стремиться к успеху в тех простых видах
деятельности, которые выполняет, способен достаточно объективно оценить
результат.
- 5. Может дифференцировать «что такое хорошо и
что такое плохо», оценивать свои поступки, но сама оценка во многом
зависит от мнения взрослого.
- Проявляет активный познавательный интерес к
новым видам деятельности, к миру взрослых и т.п.
- Стремиться к личным достижениям,
самоутверждению, признанию (я уже знаю, умею…)
7. Здоровье
- Ребёнок не подвержен частым простудным
заболеваниям (3-4 раза в год).
- Не подвержен тяжёлым и хроническим
заболеваниям.
- Спокоен, усидчив, не раздражителен.
- Хорошо засыпает и спокойно спит (не
вскрикивает, нет ночного недержания мочи).
- Не подвержен страхам (не боится темноты,
одиночества).
- В поведении отсутствуют навязчивые движения
(подёргивание, моргание).
- В речи нет выраженных задержек в развитии.
8. Развитие
внимания и памяти
- Ребёнок удерживает внимание в течении 10-15
минут, не отвлекается, даже если деятельность ему не интересна (или
трудна).
- Для концентрации внимания в течении 10-15
минут не требуется дополнительных инструкций, внешней организации.
- Переключается с одного вида деятельности на
другой, не отвлекается на внешние раздражители.
- Может запоминать 10 не связанных между собой
слов при 3-4 кратном повторении.
- Правильно запоминает 10-12 слов при
подкреплении наглядными образами.
- Может сгруппировать по замыслу слова и
запомнить их.
- После нескольких повторений запоминает
стихотворение в 4-8 строк.
Как правило, те дети, которые посещали детский сад, уже могут
считаться подготовленными к школе — у них развита мелкая моторика рук, логическое мышление и общая
эрудиция, они привыкли соблюдать режим.
Некоторые родители стремятся до школы научить ребенка как
можно большему — из благих побуждений, но, к сожалению, не всегда правильно.
Прекрасно, если дошкольник
умеет
читать и считать. Но самостоятельно,
без консультации специалиста, не стоит обучать малыша писать! Это может повлечь за собой
серьезные сложности, и ребенка скорее всего придется переучивать: хорошо,
если только правильно держать ручку, но вдруг всему?
Есть родители, которые считают, что если их сын или дочь,
поступая в 1 класс, знает и умеет больше, чем остальные дети, то это
гарантирует, что ребенок станет хорошо учиться. На самом деле, в начале учебы
«натасканный» первоклассник действительно может выделяться на общем фоне и без
труда давать ответы на «сложные» вопросы учителя, но постепенно запас знаний
закончится и ребенку придется осваивать новое, незнакомое. И может случиться,
что что-то из этого нового ему не удастся понять с первого раза (потому что он
привык к объяснению мамы, а не учителя). И из «лидеров» он переместится в ряды
«середнячков». Ребенку будет очень сложно понять, почему те дети, которые
раньше казались ему «глупыми», вдруг стали получать оценки лучше, чем у него?
Если
действительно хотите помочь дошкольнику
— тренируйте его память, развивайте внимательность, читайте или
рассказывайте ему об известных писателях, поэтах, об их творчестве, о важнейших
исторических событиях, о природных явлениях, животных, растениях, о том,
как работает человеческий организм и почему важно следить за здоровьем... Для
того чтобы рассказы получились доступными — почитайте специальные энциклопедии
для детей. Если вы уловите их стиль подачи материала, это поможет ребенку
гораздо больше, чем раннее изучение письма, умножения и деления.
Моральная подготовка
Другой важный момент для будущего первоклассника — моральная подготовка.
Ребенок должен быть не только способным, но и целеустремленным, усидчивым,
ответственным, уметь отвечать за свои поступки, отстаивать чувство собственного
достоинства, планировать время. Понаблюдайте за тем, как он реагирует на
просьбы и запреты с вашей стороны и со стороны посторонних, способен ли ребенок
долго сосредотачиваться на каком-либо одном занятии — как на том, которое
интересно (рисование, просмотр мультфильма до конца), так и на том, которое
нужно (убрать игрушки, одежду, передать кому-либо просьбу). Легко ли он
отвлекается на посторонние темы и окружающие мелочи в то время, когда вы с ним
разговариваете? А также на то, как он ведет себя в случае конфликтов с другими
детьми, прислушивается ли к вашим замечаниям и замечаниям других взрослых людей
(знакомых и незнакомых), может ли контролировать свои желания (съесть много
конфет, зная, что это вредно или подолгу лежать в постели, когда до выхода
осталось мало времени и нужно вставать), координацию движений (различает правую
и левую стороны, смотрит под ноги, идет твердой походкой, движения своевременны
и гармоничны), зрительную и обонятельную память, а также умеет ли ребенок сам
завязывать шнурки, одевать куртку. Потренируйтесь складывать портфель.
Другой момент — психологический. Первоклассникам, особенно
неподготовленным, будет очень сложно понять специфику социально-общественных
отношений с одноклассниками, которые граничат между дружбой и адекватным
соперничеством. Также от воспитания и привитых в семье ценностей зависит то,
какую роль в школьном социуме будет играть ваш в ребенок — изгоя, середнячка,
лидера или «темной лошадки». Заранее определяя роль своего ребенка,
отталкивайтесь не от собственных надежд и чаяний (понятно, что любой родитель
хочет видеть своего ребенка лидером), а от того, в какой роли комфортнее будет
чувствовать себя ребенок: может быть, в силу специфических черт характера ему
совсем не нужно быть лидером. Что касается отношений с учителем, ребенку важно
привить чувство уважения и послушания (в разумных пределах), научить корректно
отстаивать собственное мнение, не перебивать.
|