Пятница
17.05.2024
07:49
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Личные странички педагогов
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Детский сад [5]
Старший воспитатель [14]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Старший воспитатель

Психическое здоровье дошкольника и телевидение
"Психическое здоровье дошкольника 

и ТЕЛЕВИДЕНИЕ"

Трудно представить жизнь современной российской семьи без телевизора.

Телевидение - это окно во внешний мир, и при разумном подходе оно может выпол­нять функции образовательного, развлека­тельного и воспитывающего характера. Но почему всё чаще и чаще психологи бьют тре­вогу, появилось даже выражение «экранные дети»? Может быть, это надуманная пробле­ма? Попытаемся разобраться.

    Специалисты  проанализировали сколько времени дети проводят у экра­на. Результаты были ошеломляющими. До­школьники от 4 до б лет смотрят телевизор в среднем от 2 до 6 часов в день, при этом на­ибольшее количество времени приходится на вечер - с 18 до 22 часов.

   Возможно, мы услышим голоса оппонен­тов: «Ну и в чём проблема? Телевидение -это окно в мир!

Чем опасно такое телевидение для ре­бёнка?

Во-первых, необходимо учитывать особую впечатлительность детей и спо­собность детской психики к внушению.

Чувства опасности, ужаса возникают у ребёнка в результате просмотра таких кино­кадров, как надвигающийся на зрителей по­езд, убийство внутри закрытого помещения, ключ в замке с внутренней стороны двери, громкий напряжённый звук сердцебиения с экрана и т. п. Защищаясь от неприятных эмоций, ребёнок вытесняет их в бессозна­тельную часть психики. Взрослый может сразу и не заметить каких-либо явных изме­нений в поведении сына или дочери, однако страшные образы или звуки, которые вос­принимает ребёнок с экрана, могут беспо­коить его в виде снов, повышенной тревож­ности или невротических симптомов.

Во-вторых, нельзя забывать об эффек­те привыкания и заразительности агрес­сивного поведения.

Постоянный просмотр сцен насилия при­тупляет эмоциональные чувства детей, они привыкают к жестокости, становятся равно­душными к человеческой боли. Если через каждые 15 минут на экране транслируется насилие, то через какое-то время ребёнок начинает воспринимать это как норму. У не­го формируется эталон эмоционального реагирования.

Можно предположить, что бездуховность и особая жестокость современных подрост­ков во многом связана с эмоциональными и нравственными эталонами, которые были сформированы у них обществом, и прежде всего телевидением.

По мнению психологов, при виде экран­ных драк у юных телезрителей развивается определённый, ещё не осознанный сцена­рий агрессивного поведения. Однако, столк­нувшись с трудностями во взаимоотношени­ях с

людьми, ребёнок вспоминает тот способ агрессии, который он видел на экране, и на­чинает действовать так же.

В-третьих, настораживает романтиза­ция отрицательных героев художествен­ных фильмов.

Романтизация негативного образа жизни приводит к формированию у ребёнка

соот­ветствующих нравственных образцов пове­дения. Иногда родители считают, что дети воспринимают фильм так же, как и взрослые. Однако это не соответствует действительнос­ти. Мышление дошкольника наглядно-образ­ное. Он улавливает лишь основную линию сюжета и конкретное поведение действую­щих лиц. Ребёнку недоступно понимание мук совести или душевных метаний героев филь­ма, следовательно, он не видит и не осознаёт несоответствия их поступков и слов. Именно поэтому ребёнок копирует не благородные слова героя, а его конкретные действия.

В-четвёртых, необходимо отметить, что современное телевидение не способству­ет умственному развитию детей.

На долю развивающих программ отводит­ся от 1,5 до 3 процентов эфирного времени На экране практически отсут­ствуют передачи, ориентированные на де­тей дошкольного возраста. Исключение со­ставляет программа «Спокойной ночи, ма­лыши!», однако и в ней не учитываются осо­бенности детской психики. Известно, что ребёнок лучше всего запоминает ту инфор­мацию, которая показана в начале и в конце передачи. В современном законе о рекламе разрешается включать в начало и конец дет­ских программ рекламные видеоролики. По­этому ребёнку больше запомнится рассказ о каком-нибудь шампуне, чем содержание увиденного мультика.

И наконец, следует остановиться на воздействии рекламы на психику до­школьника.

Многие родители свидетельствуют: рек­лама стала удобным средством, чтобы спра­виться с непослушным ребёнком. Некото­рые дети отказываются есть или одеваться, если перед их взором не мелькают привыч­ные кадры. Парадоксально, но это вполне устраивает взрослых.

В чём же опасность рекламы? У ребёнка дошкольного возраста психика особенно остро восприимчива к ярким образам, их красочности, быстрой смене, мельканию и т.д. Однако постоянный просмотр рекламы формирует у ребёнка психологическую за­висимость, которая возникает в результате искусственного стимулирования и перевоз­буждения нервной системы. Эффект мель­кания видеокадров может привести к дисгар­монии мозговых ритмов, их сбою. (М.А. Кар-ташова.)

Отдельно рассмотрим телевидение с точки зрения демонстрации мультиплика­ционных фильмов.

Классические российские мультиплика­ционные фильмы, в которых задействованы выдающиеся артисты и художники, показывают в основном с б до 8 часов утра, когда основная масса детей ещё спит. А вот зару­бежные мультфильмы транслируют днём, при этом их эфирное время увеличивается почти в два раза.


"Некоторые рекомендации 

для родителей"

  Не поддавайтесь искушению облегчить себе жизнь, усадив малыша перед телевизо­ром и занявшись в это время своими дела­ми. Помните, что психика ребёнка формиру­ется только в совместной деятельности со взрослым.

  Чётко регламентируйте просмотр ребён­ком телепрограмм. Максимальное количест­во времени у экрана не должно превышать возрастные нормы (при просмотре художе­ственной сказки в старшем дошкольном воз­расте от 15-20 минут до 1 часа в день).

  Оградите ребёнка от просмотра рекла­мы, информационных программ, а также ху­дожественных фильмов, ориентированных на взрослую аудиторию.

  Старайтесь отслеживать содержатель­ность и художественность детских про­грамм, чтобы исключить низкопробную ви­део- и телепродукцию.

Обсуждайте с ребёнком сюжеты про­смотренных фильмов. Важно понять, что он думает, чувствует, как бы поступил в той или иной ситуации. Научите ребёнка анализиро­вать и оценивать поступки и понимать чувст­ва других людей. По мнению А.В. Запорож­ца, просматривая и обсуждая мультфильм или художественный фильм-сказку, дети учатся, чему надо радоваться и и из-за че­го надо огорчаться. Совместное обсужде­ние позволит им понять, что такое успех, по- беда, взаимопомощь, боль, предательство, сформировать свой способ поведения в конкретной ситуации.

После обсуждения можно предложить ре­бёнку нарисовать героев фильма или выле­пить их из пластилина. При этом важно об­ратить внимание на изображение эмоций этих героев.

Для детей старшего дошкольного возрас­та можно организовать игру в режиссёров-мультипликаторов: придумать и нарисовать серию рисунков для нового фильма (с учас­тием любимых героев) или продолжить по­нравившийся, но завершить его по-другому.

Всё это поможет ребёнку пережить поло­жительные и отрицательные эмоции, свойст­венные герою, с которым он себя идентифи­цирует, понять, что ему ближе, и сформиро­вать свой личный осознанный эмоциональ­ный опыт.

Таким образом, признавая огромную роль телевидения в жизни каждого человека, мы должны помнить о той ответственности, ко­торая лежит на взрослых: сделать всё воз­можное, чтобы исключить негативное влия­ние информационного потока на психику ребёнка.


Категория: Старший воспитатель | Добавил: Solnishko (16.01.2013)
Просмотров: 743 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск


Copyright MyCorp @ 2024
Бесплатный хостинг uCoz