Трудно
представить жизнь современной российской семьи без телевизора.
Телевидение
- это окно во внешний мир, и при разумном подходе оно может выполнять функции образовательного,
развлекательного и
воспитывающего характера. Но почему всё чаще и чаще психологи бьют тревогу, появилось даже выражение
«экранные дети»?
Может быть, это надуманная проблема?
Попытаемся разобраться.
Специалисты проанализировали сколько времени дети проводят у
экрана. Результаты
были ошеломляющими. Дошкольники от 4 до б лет смотрят телевизор в среднем от 2 до 6 часов в
день, при этом наибольшее
количество времени приходится на вечер - с 18 до 22 часов.
Возможно, мы услышим голоса оппонентов: «Ну и в чём проблема? Телевидение -это окно в мир!
Чем
опасно такое телевидение для ребёнка?
Во-первых,
необходимо учитывать особую впечатлительность детей и способность детской психики к
внушению.
Чувства
опасности, ужаса возникают у ребёнка в результате просмотра таких кинокадров, как надвигающийся на
зрителей поезд, убийство внутри закрытого помещения, ключ в замке с внутренней стороны
двери, громкий напряжённый звук сердцебиения с экрана и т. п. Защищаясь от
неприятных эмоций, ребёнок вытесняет их в бессознательную часть психики. Взрослый
может сразу и не
заметить каких-либо явных изменений в поведении сына или дочери, однако
страшные образы или звуки, которые воспринимает ребёнок с экрана, могут беспокоить его в виде
снов, повышенной тревожности или невротических симптомов.
Во-вторых,
нельзя забывать об эффекте привыкания и заразительности агрессивного поведения.
Постоянный
просмотр сцен насилия притупляет эмоциональные чувства детей, они привыкают к жестокости,
становятся равнодушными
к человеческой боли. Если через каждые 15 минут на экране транслируется насилие, то через
какое-то время ребёнок начинает воспринимать это как норму. У него формируется эталон
эмоционального реагирования.
Можно
предположить, что бездуховность и особая жестокость современных подростков во многом связана с
эмоциональными и нравственными
эталонами, которые были сформированы у них обществом, и прежде всего телевидением.
По
мнению психологов, при виде экранных драк у юных телезрителей развивается определённый, ещё не осознанный
сценарий
агрессивного поведения. Однако, столкнувшись с трудностями во взаимоотношениях с
людьми,
ребёнок вспоминает тот способ агрессии, который он видел на экране, и начинает действовать так же.
В-третьих,
настораживает романтизация отрицательных героев художественных фильмов.
Романтизация
негативного образа жизни приводит к формированию у ребёнка
соответствующих нравственных образцов
поведения. Иногда
родители считают, что дети воспринимают фильм так же, как и взрослые. Однако это не соответствует
действительности.
Мышление дошкольника наглядно-образное. Он улавливает лишь основную линию сюжета и конкретное поведение
действующих лиц.
Ребёнку недоступно понимание мук совести или душевных метаний героев фильма, следовательно, он не видит и
не осознаёт несоответствия
их поступков и слов. Именно поэтому ребёнок копирует не благородные слова героя, а его конкретные
действия.
В-четвёртых,
необходимо отметить, что современное телевидение не способствует умственному развитию детей.
На долю
развивающих программ отводится от 1,5 до 3 процентов эфирного времени На экране практически отсутствуют
передачи, ориентированные на детей дошкольного возраста. Исключение составляет программа «Спокойной
ночи, малыши!», однако и в ней не учитываются особенности детской психики.
Известно, что ребёнок
лучше всего запоминает ту информацию, которая показана в начале и в конце передачи. В
современном законе о рекламе разрешается включать в начало и конец детских программ рекламные
видеоролики. Поэтому
ребёнку больше запомнится рассказ о каком-нибудь шампуне, чем содержание увиденного мультика.
И
наконец, следует остановиться на воздействии рекламы на психику дошкольника.
Многие родители
свидетельствуют: реклама
стала удобным средством, чтобы справиться с непослушным ребёнком. Некоторые дети отказываются есть или
одеваться, если
перед их взором не мелькают привычные кадры. Парадоксально, но это вполне устраивает взрослых.
В чём же опасность
рекламы? У ребёнка дошкольного
возраста психика особенно остро восприимчива к ярким образам, их красочности, быстрой смене,
мельканию и т.д. Однако постоянный просмотр рекламы формирует у ребёнка
психологическую зависимость,
которая возникает в результате искусственного стимулирования и перевозбуждения нервной системы. Эффект мелькания видеокадров может привести
к дисгармонии
мозговых ритмов, их сбою. (М.А. Кар-ташова.)
Отдельно
рассмотрим телевидение с точки зрения демонстрации мультипликационных фильмов.
Классические
российские мультипликационные фильмы, в которых задействованы выдающиеся артисты и художники, показывают в основном с б до 8 часов
утра, когда основная масса детей ещё спит. А вот зарубежные мультфильмы транслируют
днём, при этом их
эфирное время увеличивается почти в два
раза.
• Не поддавайтесь искушению облегчить себе жизнь, усадив
малыша перед телевизором и занявшись в это время своими делами. Помните, что
психика ребёнка формируется только в совместной деятельности со взрослым.
• Чётко регламентируйте просмотр
ребёнком телепрограмм. Максимальное
количество времени у экрана не должно превышать возрастные нормы (при
просмотре художественной сказки в старшем дошкольном возрасте от 15-20 минут
до 1 часа в день).
• Оградите ребёнка от просмотра рекламы, информационных
программ, а также художественных фильмов, ориентированных на взрослую
аудиторию.
• Старайтесь отслеживать
содержательность и художественность
детских программ, чтобы исключить низкопробную видео- и телепродукцию.
Обсуждайте с ребёнком сюжеты просмотренных фильмов.
Важно понять, что он думает, чувствует, как бы поступил в той или иной
ситуации. Научите ребёнка анализировать и оценивать поступки и понимать чувства
других людей. По мнению А.В. Запорожца, просматривая и обсуждая мультфильм или
художественный фильм-сказку, дети учатся, чему надо радоваться и и из-за чего
надо огорчаться. Совместное обсуждение позволит им понять, что такое успех,
по- беда, взаимопомощь, боль, предательство, сформировать свой способ поведения
в конкретной ситуации.
После обсуждения можно
предложить ребёнку нарисовать героев фильма или вылепить их из пластилина.
При этом важно обратить внимание на изображение эмоций этих героев.
Для детей старшего дошкольного
возраста можно организовать игру в режиссёров-мультипликаторов: придумать и
нарисовать серию рисунков для нового фильма (с участием любимых героев) или
продолжить понравившийся, но завершить его по-другому.
Всё это поможет ребёнку
пережить положительные и отрицательные эмоции, свойственные герою, с которым
он себя идентифицирует, понять, что ему ближе, и сформировать свой личный
осознанный эмоциональный опыт.
Таким образом, признавая
огромную роль телевидения в жизни каждого человека, мы должны помнить о той
ответственности, которая лежит на взрослых: сделать всё возможное, чтобы
исключить негативное влияние информационного потока на психику ребёнка.
|